Какой проект выбрать? Обзор жанров видеоигр
Игровая индустрия насчитывает десятки жанров, и их границы давно размыты. Многие проекты сочетают в себе элементы разных направлений: «RPG с элементами выживания», «шутер с элементами ролевой игры» и так далее. Однако у каждой игры всегда есть доминирующий жанр, который определяет ее основные механики и стиль геймплея. В этом материале мы рассмотрим ключевые жанры и их поджанры, чтобы помочь вам разобраться в многообразии современных видеоигр.
Основные жанры и их вариации
RPG (Ролевая игра)
RPG (ролевая игра) — это жанр, где геймер не просто прокачивает персонажа, а определяет его роль в мире. Можно быть благородным защитником, хитрым торговцем или безжалостным антагонистом. В таких проектах важны свобода выбора, разные варианты прохождения, взаимодействие с миром и персонажами, а также развитие умений и характеристик.
JRPG (японские ролевые игры) — поджанр RPG, который отличается линейным сюжетом, яркими персонажами и часто пошаговой боевой системой. В JRPG акцент делается на эмоциональные переживания героев и часто используется фантастический или фэнтезийный мир с элементами японской культуры. Примеры: Final Fantasy, Persona.
MMO
ММО (Massively Multiplayer Online) — это жанр, в котором множество игроков исследуют игровой мир одновременно. Эти проекты обычно включают элементы ролевых игр, стратегии и социального взаимодействия. В ММО важна возможность играть в онлайн-режиме с другими людьми, сотрудничать или конкурировать с ними.
Особенности ММО:
Массовое взаимодействие. В проекте могут одновременно участвовать тысячи игроков, которые взаимодействуют друг с другом, объединяются в гильдии или сражаются.
Онлайн-ориентированный геймплей. Игра требует постоянного интернет-соединения, а основные механики построены вокруг многопользовательского опыта.
Разнообразие жанров. MMO могут быть шутерами, стратегиями, ролевыми играми, симуляторами и даже спортивными играми.
Сетевые механики. В зависимости от жанра, это могут быть кооперативные режимы, командные сражения, PvP-битвы, экономические системы и другие формы взаимодействия.
Примеры ММО: World of Warcraft, Guild Wars 2, Final Fantasy XIV.
Shooter (Шутеры)
Шутеры — это игры, в которых основной механикой является использование оружия для борьбы с противниками. Шутеры могут быть как в реальном времени, так и с элементами тактики, и могут включать как одиночные, так и многопользовательские режимы. В шутерах часто важна скорость реакции, точность и стратегическое планирование.
Extraction shooter — поджанр шутеров, где игроки выполняют миссии в опасных зонах, собирают ресурсы или объекты и должны эвакуироваться до того, как зона станет смертельно опасной. Важно не только сражение, но и успешный выход из зоны. Примеры: Escape from Tarkov, The Cycle.
Looter shooter — игры, где основное внимание уделяется сбору предметов и улучшению снаряжения. Геймеры часто сражаются с противниками, чтобы получить более мощное оружие, броню и другие ценные предметы. Важным элементом является прогрессия персонажа через добычу. Примеры: Borderlands, Destiny 2.
Королевская битва (Battle Royale) — поджанр, в котором, как правило, 100+ игроков сражаются друг с другом на ограниченной территории. Цель — остаться последним выжившим. В таких проектах часто используется динамичное уменьшение зоны, что заставляет игроков двигаться к центру и сталкиваться друг с другом. Примеры: Fortnite, Apex Legends, PUBG.
Гонки (Race)
Гонки — жанр, в котором игроки соревнуются на транспортных средствах на скорость. Важными элементами являются управление, маневрирование и улучшение машин.
Некоторые типы гонок:
Аркадные гонки — динамичные игры с простыми механиками и акцентом на скорость. Пример: Need for Speed.
Симуляторы гонок — игры с реалистичной физикой и управлением. Пример: Gran Turismo.
Гонки с открытым миром — игры, где можно исследовать мир и участвовать в гонках. Пример: Forza Horizon.
Мотоциклетные гонки — гонки на мотоциклах, требующие ловкости. Пример: MotoGP.
Файтинги (Fighting)
Файтинги — жанр игр, сосредоточенный на поединках между персонажами с использованием ударов, комбинаций и специальных приемов. Они бывают двухмерными, как Street Fighter и Mortal Kombat, где бойцы сражаются на фиксированной плоскости, и трехмерными, как Tekken, с возможностью движения в глубину арены. Важную роль играют скорость реакции, тактика и знание приемов соперника.
Аркады (Arcade)
Аркады — жанр игр с простым управлением, динамичным геймплеем и быстрыми раундами. Они требуют быстрой реакции и точности, а сложность часто увеличивается с прогрессом. Примеры: Pac-Man, Geometry Dash.
Три в ряд — поджанр аркад, где игроки соединяют одинаковые элементы в линии по три и более, чтобы очистить поле или выполнить задания. Игры часто включают бонусы и ограничения по ходам или времени. Примеры: Candy Crush Saga, Bejeweled.
Платформеры (Platformer)
Платформеры — жанр игр, где персонаж передвигается по уровням, прыгая по платформам, избегая препятствий и сражаясь с врагами. Важны точность движений, реакция и исследование уровней. Классические платформеры, как Super Mario Bros., имеют линейные уровни, а метроидвании, такие как Hollow Knight, предлагают нелинейное исследование с улучшением персонажа.
Симуляторы (Simulator)
Здесь воспроизводятся реальные процессы, профессии или механики. Они могут быть приближены к реальности, как Microsoft Flight Simulator, или с элементами упрощения, как The Sims. Встречаются поджанры: экономические симуляторы, градостроительные, управленческие, спортивные и жизненные. Важны внимание к деталям, стратегия и развитие навыков.
Стратегии (Strategy)
Стратегии — жанр, в котором игрок управляет ресурсами, войсками или городами, принимая тактические и стратегические решения. Важны планирование, управление и долгосрочная стратегия.
RTS (стратегии в реальном времени) требуют быстрых решений и одновременного управления ресурсами, армией и развитием базы. Пример: StarCraft.
Пошаговые стратегии дают игроку время на обдумывание ходов, где каждый участник выполняет действия по очереди. Пример: Civilization, Heroes of Might and Magic.
Тактические стратегии сосредоточены на управлении небольшим отрядом бойцов, где важны позиционирование и использование способностей. Пример: XCOM.
Tower Defense — поджанр, где игрок размещает защитные сооружения, чтобы отражать волны врагов. Пример: Plants vs. Zombies.
4X-стратегии — это глобальные стратегии, основанные на четырех ключевых принципах: исследование (eXplore) новых территорий, экспансию (eXpand) через захват и развитие, эксплуатацию (eXploit) ресурсов для роста и уничтожение (eXterminate) врагов. Игроки управляют целыми цивилизациями, принимают стратегические решения и развивают экономики, армии и технологии. Пример: Endless Space.
Экшен (Action)
Игры этого жанра акцентируют внимание на динамичном геймплее, боевых столкновениях и быстрой реакции геймера. В экшен-играх важны скорость, точность и тактическое мышление. В рамках жанра существуют разные направления, например, шутеры (DOOM), стелс-экшен (Metal Gear Solid), экшн-RPG (Cyberpunk 2077) и другие сочетания жанров.
Слэшеры (Hack and slash)
Жанр, который в англоязычном сообществе принято называть hack and slash. Здесь основной геймплей строится на ближнем бою с использованием холодного оружия. Важны динамичные сражения, комбо-атаки и зрелищные добивания. Игры часто включают прокачку персонажа и разнообразные приемы. Классические примеры: Devil May Cry, Bayonetta, God of War.
Хоррор (Horror)
Хоррор — жанр игр, создающий атмосферу страха и напряжения. Включает элементы выживания, ограниченные ресурсы и пугающие сценарии. Встречаются психологические хорроры (Silent Hill), экшен-хорроры (Resident Evil), кооперативные хорроры (Phasmophobia) и ужастики с элементами скрытности (Amnesia: The Dark Descent). Важны напряженная атмосфера, звуковое сопровождение и неожиданные моменты.
Souls-like
Поджанр экшен-RPG, вдохновлённый серией Dark Souls. Главная особенность — высокая сложность, требующая терпения и внимательного изучения механик. Игроку предстоит многократно сражаться с сильными врагами и мощными боссами, победа над которыми требует множества попыток, точного тайминга и стратегического подхода. Боевая система основана на уклонениях, блоках и управлении выносливостью. Миры в таких играх обычно открыты для исследования, а лор подаётся через окружение и редкие диалоги Примеры: Bloodborne, Elden Ring, Lies of P.
Vampire-like (Shoot 'em up)
Vampire-like — жанр, вдохновленный Vampire Survivors, где геймплей строится на сражениях против множества врагов с автоатаками и постепенным усилением персонажа. Игры часто используют элементы рогалика, прокачку умений и сбор лута. Важны грамотный выбор улучшений и выживание в хаотичных сражениях. Примеры: Halls of Torment, 20 Minutes Till Dawn, Vampire Survivors.
Rogue-like
Жанр, в котором каждое прохождение начинается с нуля, а смерть персонажа означает потерю прогресса. Игры строятся на случайной генерации уровней, что делает каждое новое приключение уникальным. Геймерам предстоит исследовать подземелья или другие миры, сражаться с врагами и собирать лут, но с каждым запуском приходится адаптироваться к новым условиям. Ключевые особенности: перманентная смерть, высокая сложность и необходимость стратегического планирования. Такие проекты часто требуют от игроков совершенствования навыков и поиска оптимальных тактик.
MOBA
MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) — жанр мультиплеерных стратегических игр, где две команды соперничают друг с другом на ограниченной арене, обычно пытаясь уничтожить базу противника. В играх MOBA каждый геймер управляет уникальным героем с особыми способностями, а успех зависит от стратегии, командной работы и индивидуальных навыков. Важны тактические сражения, развитие персонажа во время игры и сотрудничество с командой. Примеры: Dota 2, League of Legends, Smite.
Survival (Выживание)
Survival — жанр, в котором игроки должны выжить в условиях ограниченных ресурсов, противостоя опасным окружающим условиям или врагам. Такие проекты часто включают элементы исследования, крафта, строительства и охоты. Важно управлять здоровьем, голодом, жаждой и другими показателями, а также строить убежища или защищаться от внешних угроз. Примеры: Minecraft, Rust, The Forest.
Гача-игры
Гача-игры — жанр, основанный на системе случайных наград, где геймеры получают персонажей, предметы или улучшения через механизмы, подобные «гасяпонам» (японские автоматические лотереи или капсулы с игрушками). В таких проектах часто используются микротранзакции, где пользователи могут тратить реальные деньги на случайные награды. Популярны в жанрах RPG и стратегии. Примеры: Fate/Grand Order, Genshin Impact, Arknights.
Стоит отметить, все это только верхушка айсберга. Мы затронули далеко не все существующие жанры и их ответвления. За годы развития и экспериментов, индустрия видеоигр, шагнула далеко вперед, породила многообразие механик и сочетаний концепций. Но надеемся наша статья поможет вам лучше ориентироваться в жанрах современных игр.
Данный материал сделан как обзор игровых событий и носит информационный, критический характер. Все материалы используются с условием добросовестности. По вопросам к содержанию материала обращайтесь на почту media.4game@4gameco.ru.